Что должен уметь преподаватель йоги. Обучение на инструктора йоги в Федерации йоги России. Где получить навыки

С каждым годом йога, индийская философия, как одна из не разгаданных тайн, приобретает все возрастающую популярность. Она, как уверяют, улучшает психическое состояние человека, успокаивает ум и дарует прекрасное здоровье.

Древнее учение, пришло к нам из глубины веков, поэтому преподавать, быть учителем и наставником, имеет право только «посвященный» человек.

Занятие с опытным инструктором йоги — гарантия безопасного овладения практикой

Кто же это такой? Как и где можно получить весь комплекс знаний и стать «посвященным»?

Йога не просто физические упражнения, которые выполняются и зависят от твоего состояния и развитости мускулатуры, это отдельное мировоззрение. И только те люди, которые готовые его принять, расти, развиваться духовно и физически, могут быть инструкторами. Все здесь зависит от личных качеств человека, его способностей.

Случается так, что человек идет на курсы с целью поправить свое здоровье, а лет через 5 понимает, что мог бы сам учить других. Возникает вопрос: «Как стать инструктором по йоге?»

Посещение занятий в течение нескольких лет мало для того, чтобы быть учителем, потребуется дополнительное образование, а еще много времени для усовершенствования своего мастерства. Иногда занятия, которые раньше приносили радость и удовольствие, становятся в тягость, на них не остается моральных сил, и учитель сокращает свою практику в несколько раз.

Но это редкие исключения, обычно инструкторами становятся люди увлеченные, для них уровень учителя – это дополнительный стимул совершенствовать и поднять свое мастерство, проводя занятия и помогая другим понять тайну древнего учения, они чувствуют себя счастливее.

Если вы чувствуете духовное призвание, стать учителем, а не получить сертификат с коммерческой целью, следует пройти все этапы обучения.

Международная Федерация Йоги обучение на инструктора классифицирует по трем уровням:

  • инструктор;
  • тренер;
  • мастер.

Любой, вступающий на путь преподавания, начинает свою трудовую деятельность с квалификации инструктора, только после того, как пройдет курс обучения, сдаст экзамен на квалификационные требования и получит сертификат.

Как и с чего начать

При российской Федерации йоги действует школа, преподавание в которой ведется по международным стандартам (InternationalYogaFederation) и утвержденной программе. Без рекомендации преподавателя и стажа не менее двух лет, поступить в школу невозможно. Курс обучения занимает как минимум три года. Прошедшие весь курс обучения, получают диплом без сдачи дополнительных экзаменов и сразу же зачисляются во все популярные международные реестры преподавателей йоги.

Если вы уже определились и есть желание называться инструктором, то вам придется получить знания по:

  • анатомии;
  • психологии;
  • физиологии человека;
  • в области традиционной индийской медицины – аюрведы;
  • биомеханики;
  • безопасности травм.

Чтобы стать инструктором придется изучать:

  • классические тексты йоги;
  • историю;
  • философию;
  • основные направления, ведущие к вершине.

Обязательно надо знать теорию, так как не приняв и не осознав учение, невозможно постичь всю глубину асан, философских и ментальных составляющих.

Затем приступайте к практике, как в статике, так и в «в потоке».

Будущему инструктору необходимо знать базовые техники дыхания (пранаямы), чтобы контролировать жизненную энергию (прану), поступающую из космоса.

Обязательно выучить шесть степеней очистки (шаткармы), что практикуется в Хатха йоге. В некоторых школах и на курсах инструкторов шаткармам уделяют первостепенное внимание, и пока ученик не пройдет и не изучит технику очищения для тела, его не переводят на следующую ступень обучения.

Учителю необходимо освоить техники индивидуальных и групповых обучений, видеть и помогать исправлять ошибки, пришедших на йогические курсы.

Кроме того, инструктором не может быть человек, если у него отсутствует чувство эмпатии (осознанного сопереживания чувствам другого человека и понимание его внутреннего мира). Если инструктор не будет понимать ученика, он не сможет дать ценные советы, и в этом случае, лучше оставить обучение и не стремиться стать учителем.

Самые популярные методы йоги:

  1. Аштанга.
  2. Айенгара.
  3. Кундалини.
  4. Шивананда.

Каждый из методов имеет свои собственные характеристики, динамику и правила.

Учитель Айенгар йоги

В контексте наиболее популярных методов, сертифицированным преподавателем Айенгар йоги может быть тот, кто отвечает нескольким критериям. Инструктор курсов квалифицируется только тогда, когда его практика составляет не менее трех лет, есть рекомендация от преподавателя, у которого обучались. По истечению этого срока он может выбрать один из двух путей обучения:

  1. Традиционный - с участием ученика и учителя.
  2. Современный - в форме подготовки на одних из курсов, организованных в стране.

Первое и второе обучение длится в общей сложности три года. После трех лет сдают экзамены, сначала один, затем второй.

После выполнения всех формальностей, связанных с присоединением к Ассоциации Айенгар Йоги, он может быть инструктором. Но эти два экзамена только начало. В Айенгар йоге при подготовке компетентных учителей используется система сертификации. Созданы четкие критерии прав, связанные со степенью. Система сертификации представляет собой иерархию, в которой каждый из более высокого уровня квалификации, получает и имеет больше возможностей, но и несет большую ответственность. Старший инструктор (степень интермедия сеньор) может преподавать классы медицинские и по беременности.

Метод Айенгара - это полный спектр знаний с точки зрения динамики, глубины и полноты работы с телом, дыханием и умом.

Его вклад в развитие преподавания асан и пранаямаы трудно переоценить. Он систематизировал и классифицировал позиции йоги, создал очень стройную систему.

Большим нововведением стало внедрение в практику инструментов (одеяла, ремни, деревянные блоки), что позволило регулировать практику и применять метод для людей с ограниченными физическими возможностями, для людей разного возраста и разных возможностей. Благодаря Айенгару учителя получили мощный инструмент для работы не только со здоровыми людьми, но и с людьми, страдающими различными заболеваниями. Создатель этого метода, 96-ти летний Айенгар до сих пор усовершенствует свои достижения, улучшает передачу накопленных знаний своим ближайшим ученикам, которые понесут их в мир.

Стать инструктором Аштанга йоги

Аштанга йога представляет собой метод, изобретенный Шри Паттабхи Джойс. Чрезвычайно важно в этом методе Парампара (с санскрита) и означает, что знания передаются ученику от учителя через непосредственный опыт. Мастерство достигается не путем демонстрации знаний, знания анатомии или сутр, но на практике с учителем или под его наблюдением, и непосредственно от него. Ученик должен верить учителю и тому, что гуру знает, когда кто-то готов быть инструктором, учителем.

В Аштанге йоге для получения сертификата, надо пройти два уровня:

  1. Авторизация (проверка подлинности).
  2. Аутентификация, сертификация, которая является самой высокой практикой распознавания.

Чтобы получить авторизацию (разрешение) на практику. Необходимо практиковать под наблюдением учителя из Института Йоги Шри К.Паттабхи Джойса Аштанга Майсура один месяц или три, но не более, с интервалом не менее шести месяцев между пребыванием.

Сертифицированные учителя, учатся около 8 лет. Они должны иметь больше 10 лет собственной ежедневной практики и освоить минимум три асаны из 6 серий.

В институте имеется список всех учителей, которые получили разрешение и сертификат по всему миру.

Обучать Кундалини йога

Кундалини йога по системе йога Бхаджана является относительно молодым методом, но уже вызывает большой интерес. Курсы учителей и инструкторов йоги Бхаджаны находятся под личным руководство Йога Бхаджана, программа подготовки включает три шага:

Основа и Просветление

Включает в себя понимание и опыт, как одно из единства (Эк Онг Кар), понимание природы и человека и основных принципов и практики Кундалини-йоги, как учил Йоги Бхаджан.

Участники квалифицируются с точки зрения уровня зрелости и готовности заниматься, а не физической подготовки или продвинутости в практике йоги.

Трансформация

Этот уровень включает в себя проекцию личности (Сэт Нам); это воплощение природы через слова и поведение; расширение и углубление сознания учителя. Завершение этого уровня свидетельство – стажер Кундалини йоги. Это углубление личной трансформации, основных способностей, характера и сознания.

Реализация

Этот уровень (Сири Уо Гуру). Опыт выражается в словах учителя, достижениях, работе и репутации. Завершение учебы на уровне делает вас признанным сертифицированным инструктором Кундалини йоги, как учил Йоги Бхаджан.

Шивананда йога

Искреннее желание учиться и открытость по отношению к технике йоги является важным требованием. Программа подготовки инструкторов включает в себя: асаны, пранаямы, йогические диеты, крийи, медитации, мантры, веданты, Бхагавадгита, четыре пути йоги, анатомию и физиологию человека. Чтобы получить всемирно известный сертификат инструктора Шивананда йоги, знание и наличие всех классов обязательно. Сертификат, выданный Международным Шивананда Йога Веданта Центром, подтверждает успешное завершение курсов и дает право быть преподавателем. Существуют еще продвинутые курсы для учителей Шивананда йоги, которые позволяют углубить знания о духовных ценностях, изучить подробно философию ваданты и практики со сдачей экзамена в конце.

Чтобы поступить на курсы никаких формальных требований к квалификации не требуется, предпочтительно базовые знания асан и философии, но это не является абсолютным условием.

Курсы Шивананда йоги заканчивает много людей, но не для того, чтобы стать инструктором и зарабатывать деньги, а для личного самосовершенствования.

Инструктор йоги, какой он?

Будущему инструктору важно перенять опыт своего учителя, а также безупречные моральные принципы. Это постоянная, нескончаемая собственная практика. Инструктор йоги, преподаватель или учитель, профессия привлекательная, модная, интересная. Но также важно, что он работает с людьми, может помогать им, лечить их, а это большая ответственность.

Перед поступлением на курсы или в школу важно спросить себя: «Действительно ли я хочу это сделать? Хочу ли я помогать другим людям? Хочу практиковать с преданностью и усердием? Что я хочу передать другим? Что я должен им предложить? И ответ на эти вопросы вы должны дать себе честно и сознательно.

Мода на йогу набирает обороты, и если 5 лет назад было много желающих заниматься «для себя», то сейчас переход от «я занимаюсь йогой» к «я учусь на преподавателя йоги» может занимать от 1 месяца до 1 года. На курсах, достойно готовящих новых йога-тичеров учится более 100-150 человек в год. Успешно заканчивают 10-20% учащихся. И многие хотят стать хорошими преподавателями, нашедшими свою аудиторию и помогающими другим.

Прежде чем начать обучение на курсе, нужно определиться с целью - зачем вы идете в инструкторы? Какие могут быть варианты:

  • хочу быть похожим на своего любимого преподавателя
  • это популярно, тоже хочу быть в тренде
  • хочу славы и признания
  • хочу помогать людям
  • чувствую, что у меня есть потенциал
  • не могу не делиться тем, что вдохновляет

Важно быть честным с собой в ответе. Путь преподавателя непростой, связан с постоянной работой над собой, над пониманием собственного несовершенства. Это ответственность, которую берешь на себя на коврике и вне его. И чтобы быть не просто преподавателем, а хорошим преподавателем, нужно знать секреты, как это реализовать.

1 секрет. Быть проводником. Когда встаешь на коврик, и группа смотрит на тебя, ты отдаешь ей энергию. Часто люди обесточены, столько сил тратят на то, чтобы выжить и реализоваться, что йога для них - это источник энергии, а преподаватель - проводник. И от того, к чему подключен преподаватель, будет зависеть, какими люди будут уходить с занятия. Какова ваша миссия, ценности, которым вы следуете сами и транслируете ученикам?

2 секрет. Быть ориентированным на «отдавать», а не на «получать». Ведение занятия - это всегда обмен энергией. Чем «заряженнее» группа, чем больше в ней опытных практиков и просто позитивных людей, тем легче вести занятие. Но это большая удача. Если ведете в основном группы для начинающих - вы отдаете много сил. А бывают совсем тяжелые случаи, когда люди на коврике «в минусе», и пришли за тем, чтоб подзарядиться от вас, как от солнечной батарейки. И вы с этим согласны по умолчанию. Старайтесь отдать даже больше, чем они рассчитывают, и тогда именно к вам будут приходить. Но нужно восстанавливаться, и отсюда вытекает...

3 секрет. Личная практика и техники, поддерживающие ресурсы. Бывает так - показываешь на занятии асаны на правую сторону, а на левую не показываешь, а ходишь и поправляешь группу. Как итог - асимметрия в теле и физические блоки. Поэтому занимайтесь личной практикой, соблюдайте режим дня, адекватное питание, не стоит вести занятия на износ, иначе в какой-то момент заметите, что вам нечего больше отдавать. Неправильная расстановка приоритетов - когда ведете занятие больной, и думаете, что такую самоотдачу оценят. Никто не оценит. Болезнь разовьется и вы выйдете из строя на длительное время. Поэтому необходимо поддерживать физическое тело, эмоциональные и ментальные ресурсы.

4 секрет. Общение с людьми. Нужно искренне интересоваться людьми, что они хотят от практики йоги, какие на этом пути возникают сложности, что мешает и что помогает. Ученики хотят живого общения, быть ближе к инструктору. Пусть это будет нечасто, но с вниманием и заинтересованностью.

5 секрет. Общение с глубокими, вдохновляющими вас людьми. Это авторитетные для вас преподаватели, духовные наставники, или же успешные люди, которые уделяют внимание разным сферам жизни. Нужно искать такое общение, благодаря которому хочется развиваться, и быть в этом кругу. Так называемый принцип «банки с солеными огурцами», когда пропитываетесь настроением тех, с кем общаетесь.

6 секрет. Учиться. Не жалеть времени и денег на образование, искать курсы, развивающие нужные вам навыки. Чувствуете, что аюрведа может быть хорошим помощником в индивидуальной работе - учитесь. Заметили, что часто подходят с медицинскими вопросами и диагнозами, и вам это нравится - тогда идите на курс по йогатерапии. Парные техники дают ощущение легкости и творчества – посещайте семинары и мастер-классы по акройоге. Посещайте конференции и семинары других преподавателей.

7 секрет. Сообщество. Обязательно вступите в тематические сообщества в социальных сетях, чтобы обсуждать сложные терапевтические случаи, спрашивать советы или просто делиться опытом преподавания. Когда долго ведешь занятия, особенно если живешь в небольшом городе, начинает казаться, что одинок в своих проблемах и нет нужного окружения. Возможно, с кем-то вы объединитесь чтобы сделать совместную авторскую программу, и это будет принцип синергии, усиления вашего суммарного потенциала.

8 секрет. Кармический менеджмент. Помогать другим преподавателям и радоваться их успехам. В йоге нет конкуренции в чистом виде, так как люди идут не просто на занятие, а на определенную личность. И этой личностью является преподаватель, со своими «фишками», с чувством юмора или его отсутствием, с потребностью много говорить или молчать и не мешать другим погружаться в практику.

9 секрет. Естественность. Преподаватель йоги – не застывшая в мраморе фигура в сложной асане и с отрешенным взглядом. Он живой, со своим жизненным опытом, видением, достоинствами и недостатками, с умением посмеяться над собой.

10 секрет. Быть, а не казаться преподавателем йоги. Это постоянная работа над собой, понимание, что две первые ступени Аштанга-йоги никто не отменял, даже если делаете сложные асаны и вдохновляете людей этим. «Яма-нияма» это фундамент, на котором будет строиться преподавание:

  • правила поведения и деятельность, помогающие держать сознание в чистоте;
  • соблюдение внешней и внутренней чистоты;
  • удовлетворенность тем, что есть;
  • самодисциплина;
  • постоянное самообразование;
  • посвящение себя и своих дел Высшему началу.

Одни секреты я узнала от своих учителей, когда только начала вести занятия, другие открыла для себя в процессе, некоторые дались через совершенные ошибки. Лучше сделать осознанный выбор, зная возможные сложности, чем быть в иллюзии и потом почувствовать разочарование.


Анна Ефимова, сертифицированный преподаватель Центра йоги и танца I-Yoga (i-yoga.ru). Сочетает в практике йогатерапию, йогу в воздухе, интервальную тренировку.

С улыбкой на лице встречаю вас, уважаемые искатели смысла жизни. Сразу обрадую − раз в вашей голове возникла мысль о том, как стать йогом, значит вы движетесь в верном направлении. Но так ли просто достичь этой цели с нуля в современном мире? Об этом читайте в моей статье.

Поэтапный подход

Находясь в домашних условиях, сложнее всего понять, с чего начать. Я, конечно, не истина в последней инстанции, но на своем примере могу обозначить примерный план действий:

  1. Откройте для себя духовную литературу. Самые достоверные источники, на мой взгляд, это древние тексты, время появления которых не известно. Их более правдоподобные переводы делают те, кто и сам занимается йогой. Книги, конечно, не заменят живого общения, поэтому важно создать вокруг себя круг знакомств с теми же интересами. Хорошо, если вы сможете общаться с йогами, достигшими определенных высот.
  2. Познав теорию, переходите к практике. Сначала осваивайте первые четыре ступени, именуемые , а уж со временем при наличии прогресса вам откроется вся .
  3. Известно, что йог обычно имеет своего гуру, который посвящает его во все тонкости мировосприятия и помогает духовно расти. Поэтому искренне желайте найти йога, который возьмет вас в ученики. Это не принципиальный момент, но на самом деле один из самых значимых. Если вы чувствуете, что не готовы к такому серьезному подходу, то хотя бы позаботьтесь о том, чтобы ваш инструктор по йоге был для вас примером и его подход к занятиям вдохновлял вас.
  4. Как только вы будете внутренне готовы, можете посетить родину йоги – Индию. Для открытых к познанию людей она очень располагает и вдохновляет не останавливаться, а продолжать идти. Приглашаю вас в очередной в Индию

Осознанная работа

Если вкратце, то это выглядит примерно так. На самом деле работа происходит над собой огромная. Поэтому я даже не берусь перечислить абсолютно все, но все же назову несколько самых важных сторон развития настоящего йогина или йогини:

  • Отречение от материальных благ. В идеале это жизнь в аскетичных условиях. Жителям городов не всегда реально это соблюдать, но тут даже дело не в атрибутах. Просто внутри вы должны понять, что все вещи – это лишь часть материи и никак не влияют на коэффициент вашего счастья.
  • Практика мауны – долговременного молчания. Продолжительность вы сами себе назначаете, можно начать с одного дня, а затем увеличивать. Такая практика положительно сказывается на духовном развитии, йог прислушивается к себе изнутри и начинает слышать свои истинные желания, данные ему природой.
  • Осознанное стремление освободиться от иллюзий материального мира, дабы постичь истинную красоту Вселенной. Вера в Бога и очищение духовными практиками от ментальных и эмоциональных загрязнений. Чистое тело легко наполняется праной при медитациях и в молитве.

Как стать преподавателем йоги?

Для того, чтобы стать тренером или, как сейчас говорят, тичером по йоге, будет мало всего вышеперечисленного. Учителем может считать тот йог, который прошел специализированные курсы (школу, ашрам) с последующим получением сертификата-подтверждения.

Он не обязательно должен закручиваться в самые замысловатые асаны, но должен научить любого правильной травмобезопасной работе, и постоянно самосовершенствоваться, вдохновляя своих учеников.

Также не стоит забывать, что любое преподавание сопровождается речевым контактом, а значит будущий учитель йоги должен уметь грамотно и понятно выражать свои мысли. Напоследок скажу, что больше всего повезло детям, родившимся в семье йогов.

Для таких детей йога с рождения является чем-то родным и неотъемлемым, как утренняя чистка зубов. А потому всем советую приучать с самого детства к практике. Поверьте, в будущем они вам скажут спасибо! Надеюсь моей дочке Пелагее повезло.

Если вас хоть немного воодушевила эта статья, я уже безмерно рад. Подписывайтесь на мой блог и вы будете регулярно получать на почту ценную информацию в форме небольших статей. Да, и не забывайте делать репост в соц.сети, ведь информация действительно актуальная. Дерзайте!

Мы познакомились с инструктором по йоге Юлией Юриковой и сходили на два ее занятия — по хатха-йоге и аэройоге. Раньше Юлия работала совсем в другой сфере, не увлекалась идеями здорового образа жизни и духовного просветления, а потом втянулась и нашла в этом призвание. О том, как произошла эта трансформация, как поменялась ее жизнь и отношения с окружающими, — в интервью Эволюции Юга.ру.

Как вообще получилось, что ты из пиара перешла в йогу?

— Раньше у меня был совершенно другой образ жизни. Я ушла из пиара, потому что очень сильно устала. Для меня это энергозатратная работа, очень крутая, но она выпила из меня все. Пиар требует максимальной отдачи.

Поэтому когда я уволилась из «Дранки», я просто два месяца ничего не делала и смотрела в потолок. Потом я жила и работала на Бугазской косе, мы организовывали фестиваль, и в программе были мастер-классы по йоге. Так я познакомилась с моим учителем — Сашей Проскурой. Потом он предложил мне работу в студии в качестве... ПИАР-МЕНЕДЖЕРА. Я согласилась, и мы договорились, что параллельно я буду проходить инструкторское обучение.

До этого я уже занималась йогой. Мои предыдущие мастера были хорошими, но я так и не смогла настроиться с ними на одну волну, чтобы выйти на следующий уровень. А потом я встретила Сашу, и он дал мне нужный импульс, и процесс пошел. Я стала много заниматься и быстро прогрессировать.

Тебе не кажется, что это какой-то тренд? Я знаю еще Машу Литвинову, она тоже у вас в студии работает, тоже из медийной сферы пришла, работала корреспондентом на телеканале.

— Так она и сейчас работает, совмещает. Люди пытаются отойти от какой-то суетливой работы. Ритм жизни бешеный, людям сносит крышу, и они ищут чего-то более осознанного и размеренного. Плюс они устают от наемной работы, потому что условия ужесточаются. Ну и присутствует тренд к фрилансу.

Чем отличается то, что ты делаешь, от стереотипного видения йоги, где блаженная девочка сидит на лужайке в лучах солнца?

— Да, есть такое мнение о йоге: «Это все не для меня, это для просветленных». На самом деле все гораздо проще. Я стараюсь в своей практике и преподавании использовать классический комплексный подход, предполагающий совершенствование тела и сознания. Небольшой экскурс: йога в классическом понимании состоит из восьми ступенек. Я про йогу, как она была задумана изначально. Так вот: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхаяна, самадхи. На своих занятиях дальше четвертой ступени, пранаямы, я пока не захожу.

Есть такое мнение о йоге: «Это все не для меня, это для просветленных»

Юлия Юрикова

Яма и нияма — это моральные принципы. Считалось, что прежде чем приступить к практике асан, человек должен быть уже готовым духовно. В основном люди перескакивают через эти первые две ступени. Асана — это третья, известная всем составляющая. Четвертая — это пранаяма, дыхательные практики. Все, что дальше, — это работа с вниманием, медитации и так далее.

В современном мире, в особенности в большом городе, где многие люди не могут потратить час на йогу в студии, мало кто готов провести пару лет (или жизней) в Индии, в ашраме, постигая яму и нияму. Поэтому получается так, что большинство перескакивает через первые две ступени, приступая сразу к практике асан, и так и остается на ней. Немногие дают на своих занятиях пранаяму и медитацию, в основном это исключительно физические упражнения, то есть йога фактически приравнивается к физкультуре.

Это не плохо, не хорошо, это просто реалии современной жизни, с которыми нужно работать. Например, мне проще показать людям, чего можно достигнуть, двигаясь не от внутреннего к внешнему, а наоборот. Через работу с телом. Приходя на занятие, люди чувствуют на себе какой-то эффект, назовем его психоделическим, возвращаются в тело, начинают понимать: вот тут болит, тут блок. Потом лежат в шавасане после занятия, выходят и думают: «О, круто». Потом, когда у них возникает желание копнуть глубже, я готова ответить на какие-то их вопросы касательно духовной части. Тогда они уже начинают спрашивать про питание, например.

А как ты сама считаешь, нужно ли сочетать йогу с вегетарианством, веганством, сыроедением?

— Нет такого слова «нужно». Инициатива должна исходить только от самого человека. Но нужно слушать свой организм. Я, например, без мяса уже восемь лет. И я знаю, что мне это подходит. Я чувствую себя хорошо, у меня нет никаких негативных эффектов.

Но если быть честной, я с детства мясо особо не ела. Поэтому я не могу сказать, что мой отказ от мяса был болезненным. Время пришло, я просто взяла и отказалась. Я тогда еще и йогой не занималась. Но я также знаю людей, у которых, если не поедят мяса, как они говорят, не будет сил. Здесь все зависит еще от пищевых привычек и потребностей организма.

Не должно быть никаких: «Все, я йог, я не ям мяса, я ем только фрукты». Если ты чувствуешь, что хочешь попробовать, просто берешь и пробуешь, потихонечку выводишь сначала красное мясо, потом все остальное, потом рыбу — и смотришь, как оно тебе. Как организм себя чувствует? Обязательно нужно сбалансировать питание. И если ты вывел этот белок, тебе нужно ввести какой-то другой, чтобы ты себя хорошо ощущал.

Бедные духовно люди, занимаясь йогой, богаче не становятся

Юлия Юрикова

Встречалась ли ты с псевдодуховностью? Когда человек пытается следовать каким-то нормам, но видно, что это неискренне, будто он что-то из себя строит.

— На примере вегетарианства встречаются такие люди. Правильный выбор — он же всегда делается для себя. Вот тебе интересно, чем питаются другие люди? Мне нет. Это личное дело каждого. Когда человек активно показывает, что он не ест мясо, и рассказывает всем, что они едят трупы, это все-таки что-то не то. А есть еще другой вариант извращения. «Вот вы все неправильные, вы все йогу опопсили, фоткаетесь для инстаграма, это все не йога, пойдемте, покажу, как надо». Это история о том, как бедные духовно люди, занимаясь йогой, богаче не становятся.

Все сейчас говорят про осознанность, про жизнь в моменте. Что это значит для тебя?

— Для меня осознанность, как это ни смешно… быть в моменте. Осознанность — это когда ты понимаешь, что с тобой происходит. Ты собираешься заорать на кого‑нибудь, и в этот момент ты говоришь себе: «Я выбираю сейчас повысить голос, я сейчас буду орать». А потом думаешь: «Зачем?»

Неосознанность — это когда вообще нет разрыва, нет этого момента выбора, ты сразу с головой кидаешься в эту пучину эмоций, и тебя болтает между этими всплесками, выкидывает то в эйфорию, то в депрессию. Тебя очень легко подцепить любым крючком и легко тобой манипулировать.

Ты говоришь себе: «Я выбираю сейчас повысить голос, я сейчас буду орать». А потом думаешь: «Зачем?»

Юлия Юрикова

А как йога помогает выходить на такой уровень сознания, о котором ты говоришь? Твой личный опыт.

— Точно так же, через тело. Вот смотри, ты сегодня была на занятии. Ты позанималась, потом легла и полежала в шавасане. Когда ты потом встала, почувствовала, что что-то изменилось?

Знаешь, я больше чувствовала в процессе. Мне было интересно осознавать, что у меня, оказывается, в плечах все очень сильно зажато, что у меня болит спина. А когда мы лежали в шавасане под конец занятия, было очень круто, офигенное расслабление. Потом я, правда, все равно улетела в какие-то повседневные мысли.

— А это невозможно сделать по щелчку пальцев, ведь шавасана — самая сложная поза йоги:). Но постепенно мы учимся этому. Вот то, что ты говоришь: «У меня здесь зажато». В обычной жизни наше внимание может быть где угодно, но только не в теле. Почему почти у каждого — шея, втянутая в плечи? Поза отражает те проблемы, которые мы создаем у себя в голове.

Когда ты занимаешься йогой, тебе тело начинает давать обратную связь о том, что ты делаешь с собой. Например, если тянешься слишком сильно, делаешь асану, к которой пока не готов, тело через болевые ощущения даст тебе понять, что нужно притормозить. А когда ты стрессуешь, злишься, обижаешься, оно тоже начинает тебе показывать, как ему плохо от этого. И ты начинаешь замечать это и думать: «А зачем я это делаю?»

И тут уже начинается та йога, которая настоящая йога — работа с собой, работа с неосознанными своими реакциями. Ты и в жизни работаешь с этим, и на коврике.

Практики по останавливанию негативного потока мыслей — это какая-то форма медитации? Или элементы из нее? Как ты это делаешь?

— Когда я чувствую, что выхожу из себя, если у меня есть возможность, я стараюсь сесть, закрыть глаза и подышать, например, полное йоговское дыхание. Хотя бы пять минут. То же самое работает с грустью и хандрой. Нельзя одновременно рыдать и концентрироваться на дыхании.

Ты же понимаешь, что сейчас ты развенчиваешь миф о вечно счастливом инструкторе по йоге?

— Но ведь все мы живые люди. Я никогда не поддерживала этот миф. Я открыто заявляю, что я по природе своей крайне неуравновешенный человек. И я с этим работаю, и у меня есть сдвиги, их вижу я и мои близкие люди. Значит, нет ничего невозможного и с этим можно и нужно работать.

Нельзя одновременно рыдать и концентрироваться на дыхании

Юлия Юрикова

Если про инструкторов. Это нормально пробовать нескольких, искать своего?

— Конечно. Если ты приходишь и тебя сразу зажигает, это супер. Но если ты чувствуешь, что что-то не то, возможно, это не твой человек. И это не значит, что это плохой инструктор.

Нужно выбирать не только конкретных инструкторов, но и направления, пробовать разные. Сейчас очень много стилей. Я начинала с йоги Айенгара, и мне вообще не пошло — думала, я там усну. В школе Айенгара очень много внимания уделяется теории, и все очень неспешно. Я сама всегда стараюсь уделять внимание отстройке, но не до такой степени, чтобы все занятие разбирать один треугольник (асану).

Я читала в одном из твоих постов о том, что люди не умеют правильно дышать. А что значит «правильно дышать»?

— В обычной жизни мы дышим очень поверхностно. Есть три типа дыхания — нижнее (животом), среднее (ребрами) и верхнее (грудью). Обычно люди дышат грудью и очень мелко. И еще горбятся дополнительно. Из-за этого нам не хватает кислорода, дыхание не наполняет нас в нужной степени. На занятиях мы как раз учимся дышать, люди узнают, что можно дышать по-разному.

Самое счастливое для вас время - часы, проведённые в йога-студии. Вы без ума от людей, с которыми там знакомитесь и оттого, какие все они открытые и интересные. Особенно вы восхищаетесь спокойным и умиротворённым преподавателем, который и создаёт всю эту волшебную атмосферу. Возникает мысль: «А было бы здорово преподавать йогу». Идея вас захватывает и вы начинаете искать в Интернете информацию о тичерз-тренингах. Прежде чем вы возьмёте на себя какие-то обязательства и потратите кучу времени и денег, задайте эти семь вопросов.

Вопросы, которые нужно задать себе:

  1. Практикуете ли вы регулярно? Чтобы преподавать, нужно практиковать - и делать это регулярно. Если вы всё ещё не занимаетесь самостоятельно без DVD или аудиозаписи, вы, возможно, не готовы преподавать. В идеальном мире йога-тичеры должны были бы заниматься йогой самостоятельно на протяжении многих лет, прежде чем начать преподавать. В реальности принято считать, что у будущего преподавателя должна быть самостоятельная практика продолжительностью минимум в год.
  2. Нашли ли вы свой стиль йоги? Что именно и как долго вы практикуете? Возможно, вы отдаёте предпочтение таким стилям известных учителей, как йога Айенгара или Аштанга-йога или авторским стилям современных: Шива Ри, Кали Рэй, Андрея Лаппы. Как бы то ни было, пока вы не найдёте путь йоги, который вам подходит, как вы можете знать, что конкретно изучать, что практиковать - и что преподавать?
  3. Бывало ли, что обстоятельства толкали вас на путь преподавания без каких-либо усилий с вашей стороны? Говорят, что когда ученик готов, учитель приходит. Можно также сказать, что когда учитель готов, ученики приходят. Явный указатель на то, что перед вами открывается путь преподавателя - это если вы вдруг по какой-либо причине обнаруживаете, что преподаёте. Допустим, друзья попросили вас провести для них небольшое занятие - даже если вы официально ещё не инструктор. А возможно, ваши учителя советуют вам пойти на тичерз. Если вы давно занимаетесь с одним учителем, вполне может быть, что он считает, что из вас получится хороший преподаватель.
  4. Есть ли у вас ресурсы, необходимые для участия в тичерз-тренинге? Чтобы пройти тренинг, нужны деньги, время и поддержка. Это нужно чётко понимать - особенно если вы человек семейный или у вас очень много работы. Идея занять деньги на обучение может казаться очень соблазнительной, однако учитывая, что начинающим учителям йоги приходится непросто в финансовом плане, начинать свой путь преподавания в долгах - не лучшая идея. Лучше всё же немного подождать и заработать эти деньги, продолжая развивать практику. Преподавание никуда от вас не денется, а лучшие преподаватели - те, у кого за спиной годы и даже десятилетия практики. Также важно выяснить, есть ли у вас время. Не выискивайте самые короткие курсы, будьте честны с собой и лучше найдите время для качественного обучения. У вас есть постоянная самостоятельная практика, вы влюблены к какой-то стиль, к вашему распоряжению необходимые ресурсы и всё указывает на то, что преподавание йоги - ваше призвание, пора искать курсы.
  5. Хорошая ли репутация у программы? Только потому, что программа сертифицированная, не значит, что она отличная. Задавайте вопросы. Сколько уже существует тренинг? Кто на нём преподаёт? Сколько людей его прошли? Найдите кого-то, кто учился на этом тренинге и задайте ему свои вопросы.
  6. Получу ли я знания относительно всех аспектов преподавания? Учиться на учителя - гораздо большее, нежели просто знать, как правильно делать асаны. Необходимо ориентироваться в анатомии, пранаяме, медитации и философии, вам должны быть знакомы концепции тонкой анатомии. Вы также должны проходить и основные йоговские тексты: по крайней мере, «Йога-Сутру» Патанджали, «Хатха-йога Прадипику» и «Бхагавад-Гиту». Лучшие программы - те, которые помогают установить связь со своим внутренним учителем, отточить интуицию - без этого вы просто не сможете преподавать. Хорошо, если вам расскажут что-нибудь о бизнес-аспекте преподавания и об этике йога-тичера.
  7. Предоставляет ли программа поддержку ученикам, легко ли будет общаться с учителями? Очень важный момент. Тичерз-тренинг длиной в месяц - опыт, который может перевернуть всю вашу жизнь. Если затем вы вернётесь к своим повседневным делам без какой-либо поддержки и без доступа к тем людям, которые были причастны к этому перевороту, вы можете оказаться в ужасном положении. Йога - мощная техника. Йога в группе, целый день, день за днём - мощная вдвойне. Любой тренинг, который не признаёт эту силу и не помогает ученикам справляться с любыми возникающими впоследствии проблемами, грешит невнимательностью и безразличием. Особенно важна забота, если у вас в жизни были какие-то серьёзные психологические травмы или потрясения, которые тичерз мог вывести на поверхность, и которые вы ещё не успели проработать. Прежде чем записаться на тренинг, спросите, сможете ли вы после его окончания высылать преподавателям возникающие вопросы и вообще общаться с ним.

Приглашаем принять участие в !

Пре-тичерз – это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень.

Курс охватывает широкий спектр тем – в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое. Многосторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.

Ведущий – , харизматичный, глубокий и заботливый преподаватель, опытнейший практик йоги. Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи. Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру. Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России. Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.