Развивающие занятия для аутистов. Занятия с аутистами дома и в детских группах

Уход от действительности в себя в острой форме называется аутизмом, при этом человек старается полностью отказаться от общения с окружающими. Данный термин был изобретен Эйгеном Блейлером еще в начале XX века и ранее воспринимался как особая форма шизофрении.

Аутизм объединяет целый спектр психофизических неустойчивых состояний. Заболевание можно заметить по таким симптомам как проблемная речь, трудность взаимодействия с другими людьми, проблемы с интеллектуальным развитием. Выделяют несколько сфер влияния болезни: сфера общения в обществе, а также эмоции и фантазия.

Коррекционная работа

Лучший эффект при работе с детьми достигается за счет использования комплекса мер, который объединит работу в разных сферах воздействия. При этом для любого малыша должна быть разработана индивидуальная программа занятия, учитывающая его особенности развития.

Разработав единый подход, сочетающий в себе требуемые лекарства и работу психолога, можно достичь более сильного результата. Комплексный подход поможет облегчить привыкание малыша к среднеобразовательному или дошкольному заведению. Постоянно общаясь с детьми, психолог сможет применять методы с учетом всех тонкостей общения с аутичными пациентами. Педагог, в свою очередь, проконтролирует получение необходимого уровня образования и вовлечет ребенка с помощью занятий.

Родителям нужно осознать, как именно происходит восприятие окружающего у их ребенка, и как он реагирует на общение, чтобы найти общий язык и подобрать способ проявления эмоций

  • следите за тем, что интересно малышу;
  • смиритесь с состоянием ребенка;
  • соблюдайте ежедневный план задач;
  • выработайте и приучите малыша к ежедневным привычкам;
  • посещайте и будьте рядом на всех важных мероприятиях;
  • соорудите комфортное место для обучения и отдыха;
  • контролируйте и отслеживайте признаки некомфортного поведения или усталости воспитанника;
  • медленно и наглядно ежедневно демонстрируйте ребенку важные бытовые и моральные аспекты жизни.

Цели коррекционной работы

Первостепенной задачей психолога является создание комфортной среды для детей в семье, подбор правильного питания и уменьшение некомфортных условий. Индивидуальная программа занятия с аутичными детьми должна включать следующие основополагающие моменты.

  1. Одно из направлений коррекционной работы позволяет направить поведение ребенка и получить понимание цели своих действий. Сначала достигаются яркие эмоции, когда используются несложные для ребенка занятия. Со временем упрощается достижение этих целей и на основе положительных реакций педагог подталкивает воспитанника к самостоятельному достижению задач.
  2. Второе направление развивает навыки коммуникабельности. При любых особенностях речевых проблем необходимо постоянно общаться с детьми-аутистами, открывать новые слова и объяснять, что происходит вокруг. Далее следует постепенно привлекать ребенка к разговорам о планах на день, участвовать в процессе их осуществления и подводить вместе итоги. На следующем этапе вместе с маленьким напарником можно будет составлять план на более длительный период времени, подталкивая в будущем к самостоятельному планированию.
  3. Третье направления помогает освоить воздействие на бытовом уровне в кругу семьи. Ребенку требуется терпеливо объяснять и помогать выполнять бытовые задачи, такие как, например, мытье посуды, чистка зубов, подготовка к прогулке, сборы перед поездкой.
  4. Последнее направление основывается на принятии ребенком окружающего мира. Аутичных детей необходимо постепенно приучать к общению с взрослыми, расширять его кругозор и учить ориентироваться вокруг, при этом окружающий мир должен восприниматься без негативных реакций.

Приемы коррекционного воздействия

Поскольку налаживание эмоционального контакта и достижение остальных целей при общении с детьми аутистами невероятно усложняется, специалистами были разработаны следующие приемы и рекомендации.

  1. При осуществлении какой-либо деятельности аутичный пациент должен ясно понимать для чего он этого делает, и каким образом можно осуществить поставленную задачу. Рекомендуется разместить в местах пребывания больного карточки-подсказки, где будет отражена схема всех действий по порядку.
  2. Аутисту будут интересны занятия по складыванию пазлов и отгадыванию головоломок, так как в этой деятельности они понимают цель и порядок своих действий.
  3. Аутичные дети легко справляются с однотипной работой, поэтому им очень нравится коллекционирование. Педагог может увлечь ежедневными записями о погоде, кормлением рыбок, коллекционированием фотографий, листьев или камней.
  4. Детям с аутизмом сложно управлять своими движениями. Часто им очень сложно ориентироваться в окружающем пространстве, поэтому один из приемов учитывает развешивание нескольких зеркал так, чтобы ребенок мог постоянно наблюдать за своими действиями со стороны.
  5. Необходимо постоянно проводить успокаивающие тренинги и занятия для улучшения реагирования на телесный контакт.
  6. Детям с нарушениями очень сложно задерживать свое внимание на одном и том же, поэтому следует часто менять вид деятельности.

Игра как основной элемент коррекционной работы

Коррекционная работа с детьми с нарушениями должна быть длительной и продуманной. В первое время малыш может вовсе отказываться от контакта с педагогом, бояться групповых и индивидуальных занятий. Важным моментом при планировании коррекционной программы является понимание того, что ребенок согласится быть вовлеченным только в те занятия, которые его заинтересуют.

Поэтому, особенно в начале знакомства, необходимо подготовить сразу несколько
сценариев общения, так как аутист может категорично отказаться идти на контакт или играть в определенную игру.

Каждое упражнение следует начинать с цели и порядка осуществления. Самыми тяжелыми для аутичных детей являются занятия в группе, так как для них очень сложно общаться с другими детьми. Перейти к таким играм можно только после привыкания и достижения спокойного поведения в индивидуальной работе, а также после согласия взаимодействия со сверстниками.

Стереотипные игры

Важно понять, что стереотипные игры в коррекционной работе с детьми-аутистами будут являться основной всего взаимодействия в дальнейшем, причем это будет единственный способ в своем роде. У каждого ребенка существует свой набор любимых стереотипных игр. Он может играть в них несколько часов, месяцев или лет, совершая действия понятные только ему.

Основные характеристики стереотипных игр для детей с нарушениями:

  1. Цели и причины каждого действия должны быть понятны ребенку, но не всегда могут быть понятны для окружающих.
  2. В стереотипных играх участвует только пациент.
  3. Порядок действий постоянно повторяется.

Советы по проведению стереотипных игр для аутичных детей:

  1. Наиболее существенным достоинством является расслабляющий эффект, в это время ребенок чувствует себя «в своей тарелке».
  2. Если произошла негативная эмоциональная вспышка, необходимо вовлечь ребенка в любимую стереотипную игру. Чтобы ребенок доверял взрослому во время коррекционных занятий, он должен понимать, что в любой момент может вернуться в свою стереотипную игру и почувствовать себя комфортно.
  3. Очень медленно со временем можно добавлять новые сюжеты в старую стереотипную игру при условии, что малыш уже принял взрослого и допускает его в свою особенную деятельность.

Сенсорные игры

В процессе коррекционной работы следует также вовлекать детей, больных аутизмом, к участию в сенсорных играх. Часто одна из сенсорных игр может так понравиться ребенку, что на какое-то время превратится в любимую стереотипную игру, так как будет приносить ему приятные успокаивающие ощущения. Такие занятия он будет многократно повторять.

Хорошим методом является предложение сенсорной игры сходной со стереотипной. Если же получаемые от процесса эмоции отличаются от привычных стереотипных действий, вскоре вы можете столкнуться с ее неприятием.

Сенсорные игры позволяют детям получать новые эмоции от разных сенсорных источников (например, глаза, кожа или нос):

  1. Зрительные включают методики по изучению восприятия цвета, например, если один цвет перетекает в другой или цвета плавно смешиваются.
  2. Слуховые включают в себя разные звуки из повседневной жизни. Такие игры помогут отличать разные звуки позднее в обычной жизни (журчание воды, шелест травы, звуки музыки или пение птиц).
  3. Тактильные основаны на прикосновениях к различным поверхностям. Ребенок должен почувствовать разницу между разными текстурами поверхностей: различать гладкое и шершавое покрытие, мягкие и твердые или острые и хрупкие предметы, понимать величину предмета, его форму, температуру или влажность. Этот аспект является одним из самых важных для повседневной жизни.
  4. Двигательные помогают легче ориентироваться в своих движениях, менять свой ритм шагов или танцевать.
  5. Действия с вдыханием различных запахов помогут отличать ароматы и в повседневной жизни, аутист должен научиться различать приятные и отталкивающие запахи.
  6. Вкусовые игры помогут отличать вкусы ежедневных блюд или напитков.

Эффективность сенсорных игр:

  1. Ребенок ощущает приятные ему эмоции, тем самым его настроение постепенно улучшается. Общее поведение при этом может также поменяться в лучшую сторону.
  2. Дети начинают привыкать к взрослым. У ребенка появляется человек, которому можно доверять, и который способен ему помочь открыть глаза на новые горизонты. Эмоциональный контакт помогает направить развитие.
  3. Дети получают новые ощущения от своих сенсорных источников, что помогает им принять окружающую обстановку и легче в дальнейшем ориентироваться в пространстве.
  4. В занятиях детей появляются новые смысловые нагрузки, сюжетные линии, имитирующие отношения в обществе между людьми.

Составив грамотный план коррекционной работы с пациентом, имея комплексную поддержку со стороны педагогов и психолога, можно достичь отличных результатов и обучить аутиста большинству базовых навыков, адаптировать его к общению в социуме и задействовать потенциал интеллектуального развития

Крики и скандалы, громкая музыка, оскорбительные слова губительны для чуткого уха звуковых детей. В результате травмы страдает и сознательная, и чувственная сфера ребенка. Нарушается не только способность обучаться через слух. У ребенка существенно снижается способность к эмоциональному реагированию, эмпатии. Поэтому лавная задача коррекционных и развивающих занятий при аутизме – восстановить способность ребенка обучаться через слух и помочь ему восстановить эмоциональный контакт с людьми.

Коррекционные занятия с аутистами требуют от родителей и психологов комплексного подхода к проблеме. Аутичному ребенку может быть присуща целая палитра нарушений: эмоциональная отрешенность, двигательные и речевые стереотипии, агрессия и упрямство, сниженная обучаемость на слух и многое другое. Как учесть все и оказать максимальную помощь ребенку с аутизмом?

В системно-векторной психологии Юрия Бурлана существует методика реабилитации детей с аутизмом с учетом индивидуальности ребенка . Этот научный подход сегодня подтвержден уникальными практическими результатами.

В этой статье мы рассмотрим, как выстроить комплекс развивающих занятий при аутизме, чтобы терапия была качественной и результативной.

Цель занятия с аутичным ребенком

Основная цель коррекционных занятий с ребенком с аутизмом – это устранить последствия той психической травмы, которая привела к развитию заболевания. Для этого в первую очередь нужно определить .

Системно-векторная психология раскрывает, что аутизм возникает исключительно у детей со звуковым вектором. От рождения звуковые дети наделены особыми свойствами психики: погруженность в себя, отсроченный ответ, сосредоточение на своем внутреннем мире. Признаки аутизма такой ребенок получает при травмирующем воздействии на психику через ухо, наиболее чувствительную свою зону.

Крики и скандалы, громкая музыка, оскорбительные слова губительны для чуткого уха звуковых детей. В результате травмы страдает и сознательная, и чувственная сфера ребенка. Нарушается не только способность обучаться через слух. У ребенка существенно снижается способность к эмоциональному реагированию, эмпатии.

Поэтому главная задача коррекционных и развивающих занятий при аутизме – восстановить способность ребенка обучаться через слух и помочь ему восстановить эмоциональный контакт с людьми. Для этого очень важно исключить травмирующее влияние громких звуков.

Однако есть и второстепенные задачи. является доминантным, поэтому травма в нем приводит к целому каскаду нарушений в развитии всех остальных векторов, заданных ребенку. Например, ребенок с может иметь тики и навязчивые движения, гиперактивность и «полевое поведение». Ребенок с демонстрирует агрессию и негативизм, отказ от всего нового, ритуальность.

Коррекционные занятия с детьми аутистами должны решать и такие задачи: помочь ребенку преодолеть сенсорную дезинтеграцию и нивелировать многочисленные патологические симптомы.

Такая комплексная методика занятий с аутистами, основанная на знаниях по системно-векторной психологии, может быть реализована даже дома, усилиями родителей. Также ее могут взять на вооружение и логопеды, дефектологи и педагоги в детском саду или другом ДОУ, в школе.


Игры и занятия с аутистами на развитие звукового восприятия

Восстановить способность ребенка с аутизмом сосредотачиваться на звуках помогают интересные музыкальные занятия с аутистами:

  1. «Высокий-низкий». Поочередно звучат высокие и низкие звуки (на живом инструменте или в записи). Если звук высокий, ребенок поднимает ручки вверх (показывает, как капает дождик). Если звук низкий, ребенок опускает ручки вниз и показывает, как топает мишка.
  2. «Быстро-медленно». Ребенок держит в руках мягкую игрушку или куклу. Поочередно звучит быстрая, танцевальная музыка и медленная, колыбельная. Под медленную музыку укачиваем игрушки, под быструю – показываем, как они танцуют.
  3. «Что шумит». Необходимо несколько негромких инструментов: маракас, колокольчик, деревянные ложки и т. д. Сначала ребенок изучает, как звучит каждый из них. Затем взрослый отворачивается и играет. Задача ребенка – угадать, какой инструмент звучал.
  4. Нередко дети с аутизмом имеют хороший и даже абсолютный музыкальный слух. В таком случае можно приобрести набор из восьми колокольчиков, интонированных согласно звукоряду. Обучаем ребенка различать ноты на слух и выставлять по порядку. Можно использовать различные песенки и потешки про нотки.

Способность ребенка с аутизмом сосредотачиваться на звуках необходимо постепенно переносить в плоскость сознательного восприятия речи. Сделать это можно на различных учебных пособиях. В возрасте 3 лет – 4 лет это может быть «геометрик» – набор для изучения фигур и цвета. Сначала просите ребенка дать квадрат или треугольник. Затем усложните инструкцию: «найди красный треугольник, зеленый квадрат и т. д.».

Помните, что выбор пособий и в дошкольном возрасте, и в школе должен прежде всего зависеть от реального уровня развития малыша, а не от его физического возраста.

Игры и занятия для детей с аутизмом: развитие эмоциональной сферы

Восстановление чувственной сферы ребенка с аутизмом – также одна из основных задач. Родители и специалисты часто наблюдают, что аутичный ребенок плохо распознает эмоции окружающих, может неадекватно на них реагировать.

Для развития эмоциональной сферы можно применять такие :

    Игры и потешки на эмоциональное заражение и подражание. Если ребенок говорит, то предпочтительно, чтобы они строились в форме диалога.

    Взрослый: Мы капусту

    Ребенок: Режем, режем

    Взрослый: Мы капусту

    Ребенок: Солим, солим (все действия сопровождаем движениями пальчиков).

    Арсенал подобных игр очень велик – их можно найти в пособиях для дошкольного возраста, детского сада или другого ДОУ.

    Настольные игры на распознание эмоций. Это могут быть сюжетные картинки на эмоции, к которым прилагаются «смайлики» с различным выражением лица. Ребенок подбирает подходящий «смайлик» к картинке.

    Можно использовать парные картинки, одна из которых характеризует эмоцию, а другая – разрешение ситуации. Например, на одной картинке малыш ушиб коленку и плачет, а в пару ей подходит та, где его лечат и успокаивают. На одной картинке ребенок с букетом – а в пару ей подходит карточка, где отмечают день рождения.

    Интересных детских пособий на эту тему сегодня немало.

    Музыкальные задания, направленные на распознание настроения в музыке. Для начала можно просто подобрать готовую картинку к той музыке, которая звучит. Используйте яркие и узнаваемые музыкальные отрывки. Если ребенок с аутизмом любит рисовать – можно самостоятельно нарисовать картинку, которая выражает музыкальное настроение.


Системно-векторная психология объясняет: развитие чувственной сферы необходимо каждому ребенку. Однако есть дети, для которых это наиболее значимо – это носители . Им задана максимальная эмоциональная амплитуда от природы. Если чувственная сфера не развивается адекватно, такой ребенок демонстрирует истерики, множественные страхи, панические приступы.

Поэтому занятия для аутичных детей с кожным вектором должны включать:

  1. Достаточное количество игр на кожную сенсорику. Это работа с песком, водой, пластилином или соленым тестом, крупами и т. д.
  2. Достаточно подвижных игр, например, на моторное подражание. Высидеть долго на одном месте такой малыш не способен.
  3. Полезны массажи и водные процедуры, «сухой бассейн», «сухой дождик» и т. д.

Обладатели анального вектора – наоборот, медлительны и усидчивы. Им нетрудно высидеть достаточно долго над книгами и дидактическими пособиями. Однако, при расстройстве аутистического спектра такой ребенок может обладать сильной заторможенностью, демонстрировать .

На занятии для аутичных детей с анальным вектором обязательно надо учитывать, что:

  1. Такому малышу требуется больше времени на выполнение любой задачи. Ни в коем случае нельзя торопить или подгонять его, это лишь усугубляет заторможенность.
  2. Все новое – стресс для обладателя анального вектора. Поэтому не следует вводить в занятие сразу несколько новых заданий. Добавляйте их постепенно, по одному, и дайте ребенку время адаптировать изменения.
  3. Если занятие будет проходить по определенному ритуалу, ребенку будет легче с ним справиться. Проявления негативизма существенно снизятся, если сделать предстоящую работу более предсказуемой. Можно решить эту задачу с помощью визуализации: например, все задания лежат на столе в стопочке слева. По мере выполнения – перекладываем их на правый край стола.
  4. Можно использовать наглядный план задания. Например, в виде картинок или карточек, на которых изображены соответствующие действия (занятия музыкой, рисование и т. д.). По мере выполнения выкладываем ряд из карточек.
  5. Отдайте предпочтение «сидячим», настольным играм и заданиям. К подвижным играм обладатели анального вектора не склонны.


Групповые занятия с детьми аутистами

Все описанные выше игры и задания можно использовать и дома, и в групповых занятиях с аутичными детьми. Основное внимание следует уделять развитию чувственной и сознательной сферы малышей с аутизмом. Дополнительную и существенную помощь окажут .

В условиях групповых занятий малышу обязательно должен ассистировать взрослый, предпочтительно мать.

Однако, следует помнить, что нельзя замыкать развитие ребенка только в формате индивидуальной работы или в группе, где присутствуют только дети с аутизмом. Главная задача – постепенная адаптация ребенка с аутизмом в среду нормотипичных ровесников.

Реабилитация детей с аутизмом: методика, подтвержденная результатом

Занятия с аутистом дома и в детском коллективе имеют огромное значение. Совместные усилия родителей, психологов, логопедов и дефектологов приносят позитивные изменения. Однако полная реабилитация возможна, только если:

  1. Мать ребенка точно осознает врожденные психологические особенности малыша. Учитывает их при воспитании и обучении.
  2. Мать ребенка избавляется от собственных психотравм и негативных состояний и способна дать малышу максимальное ощущение защищенности и безопасности.

Такой результат достижим. Вот что говорят об этом люди, которые его получили:

Подарите малышу шанс на полноценную реабилитацию. Начать можно уже на по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Актуальность

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

Недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- приверженность к сохранению неизменности окружающего;
- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
- разнообразные речевые нарушения при РДА;
- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Цели программы:

Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы:

Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Тематическое планирование занятий по программе

Кол-

во

часов

Номера занятий

Первичная диагностика. Методика наблюдения.

1.ЭТАП

Диагностика эмоционально-поведенческих реакций

Диагностика активности

Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений

Диагностика оценки своего поведения

Диагностика внимания, памяти

2.ЭТАП

1.Формированнннние эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод»

2.Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки».

3.Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»

3.ЭТАП

1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор.

2.Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена)

4.ЭТАП

1.Развитие аналитико-синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд.

2.Развитие внимания. Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы.

3.Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия.

4.Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу.

5.Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья

5.ЭТАП

1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’

2.Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’

3.Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий.

6.ЭТАП

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей.

Итоговая диагностика. Диагностика активности.

Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения.

Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления.

Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания.

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.

ВСЕГО

Установление контакта с аутичным ребенком.

1 занятие: игра «Ручки».

Ход игры. Ребёнок располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу.

Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Игра «Хоровод».

Ход игры: психолог, ребёнок, родитель поочередно входят в центр круга и приветствуют такими словами:

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.

Развитие активности.

2 занятие: игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать.

Развитие контактности.

3 занятие: игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом ребёнок ее гладит, может взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия .

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

Психотехнические игры.

5 занятие: игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

6 занятие: Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».

Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.

Таблица.

Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

Развитие памяти

8 занятие: Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Развитие речевого общения .

9 занятие: Позови мячом.

Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.

Развитие личностно – мотивационной сферы

10 занятие: игра « Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

Развитие подвижно – ролевой игры .

12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Развитие подвижно – соревновательных игр.

13 занятие: игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Баевская начальная общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»

УТВЕРЖДАЮ:

Согласовано: Директор МКОУ « Баевская НОШ»

Социальный педагог МКОУ « Баевская НОШ» ______________________/ В.А.Криковцова

«_____»_________________________2016 г.

С.В.Дектярёва

«___»______________________________2016г.

Индивидуальная коррекционная программа

психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида с диагнозом « аутизм »

Ф.И.О.ребёнка

на 2016-2017 год

Составитель:

Теличко Юлия Алексеевна

Педагог-психолог

с.Баево 2016 г.

Досуг аутичного ребенка

Ждем Божану на конференции «Аутизм: вызовы и решения»

Наша группа в facebook: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал - помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/

Досуг аутичного ребенка

Когда речь заходит о досуге ребенка, многие родители представляют себе увлеченно рисующего сына или дочь, занятую лепкой из пластилина: дети уютно устроились в своей комнате, тихо напевая любимую мелодию и создавая шедевр за шедевром. Однако для родителей аутичного ребенка эта часто воображаемая идиллия, в большинстве случаев, не достижима.

Как правило, в нашем понимании досуг – это когда дети заняты любимым делом или тем, что им интересно. Но многие родители аутичных детей непременно скажут: «Моему ребенку ничего не интересно!» или «Я не могу ничем занять его!». Как мама ребенка-аутиста, признаюсь, что я тоже никогда не видела своего 5-летнего сына одиноко и увлеченно сидящим за столом с акварелью. Но это никак не означает, что у него нет любимых занятий.

Своеобразие интересов

Аутичные дети часто имеют своеобразные интересы – мы назовем их «узкими» или «специфическими». Им нравится крутить колеса у машин, разглядывать мелкие предметы или махать руками; кто-то любит кутаться в покрывала или забираться в импровизированные «домики»; другим нравится часами разглядывать картинки в книгах, выстраивать в ряд кубики или собирать большие паззлы/мозаику. Но почему-то мы не считаем эти занятия «досугом».

Может быть, в нашем представлении, ребенок должен заниматься в свободное время непременно чем-то полезным и «развивающим» его? Но тогда мы должны знать, что именно таким образом, какой выбрал наш ребенок, он сам себя и развивает, и «подпитывает», и успокаивает, и ему, безусловно, важны эти «паузы».

Я знаю родителей, которые готовы загружать своих детей «развивалками» так, что у тех не остается свободной минуты – это относится и к родителям нормотипичных детей. Они лишают своего сына или дочь возможности созерцать этот мир, делать самостоятельные наблюдения, получать собственные впечатления, в том числе в соответствии с особенностями своей сенсорной системы.

Мне кажется очень важным понять, что любой ребенок, как и любой взрослый, объективно живет в своем мире, и мы, будучи родителями, не должны грубо вторгаться в этот мир со своими установками, которые далеко не всегда бывают оправданы необходимостью. Гораздо чаще мы лишь предполагаем, что «так будет лучше», «это гораздо полезнее» и «это должно быть ему интересно». Но ребенок всегда имеет право выбора, особенно если речь идет о его собственном досуге.

От простого – к новому

Я думаю, чтобы «расширить» интересы аутичного ребенка, когда эти интересы кажутся нам слишком «узкими», мы должны иметь в виду две вещи: собственно, что это за интерес и каким образом мы можем, не разрушая его, дополнить картину?

Например, мой сын очень любит быстро и часто махать перед глазами палочкой и водить этой палочкой по стенам. Что его привлекает в этом занятии? Возможно, он тренирует свои зрительные «мышцы», или ему нравится легкий ветерок, возникающий от быстрых движений, или ему нравится звук, возникающий при трении палочки о стену? А может быть, таким образом он исследует поверхность стены, «чувствуя» палочкой ее пустоту или шероховатость?

Я предлагаю ему предметы, по форме похожие на палочки, постепенно расширяя их функциональность: карандаши, игрушечные удочки, пластмассовые ложки, зубные щетки, массажные щетки, гребневые расчески, толстые веревки, яркие ленты. Он с радостью использует их в своей игре, просит, ищет, носит с собой.

В качестве поверхностей, по которым можно водить этими предметами, подходят не только диваны и стены. Ткани с детскими рисунками, бархат и фетр, картонки, вязаные коврики, искусственный и натуральный мех, кора дерева и даже мох – все пригодится. Сын использует эти предметы и поверхности для получения самых разнообразных впечатлений. Этими же предметами он может манипулировать и в воде – вот новые впечатления.

«Сенсорный» досуг

Вода никогда не оставляет моего сына равнодушным, поэтому помимо незамысловатых игр вроде плескания и переливания из оранжевого стакана в зеленый я могу занять его «стиркой», вручив носок или небольшое полотенце, которое можно поласкать, выжимать и встряхивать так, что брызги летят по всей ванной. Сейчас это игра, дальше – полезный навык.

Другое увлечение моего сына – песочница на детской площадке. Возиться с песком он может часами, при этом не интересуясь такими играми, как лепка из песка куличиков или постройка крепости, перевозка песка грузовыми машинками или раскладывание по формочкам. Его интересует лишь сам песок – консистенция, запах, ощущения на ладонях и пальцах.

Дома я готова предложить ему большие контейнеры с самыми разными наполнителями: деревянная стружка, легкие шарики из пенопласта, кинетический песок, манка, гречка, фасоль. Все это можно пересыпать, держать в руках, в это можно «закапываться» пальцами, искать в сыпучих недрах мелкие фигурки животных или отделять фасолины от манки. А если ребенку больше нравится мять, а не сыпать, на помощь придут тесто, воск, пластилин, модная «жвачка» для рук.

Визуальные расписания

Конечно, такое сенсорное развлечение не может длиться целый день, поэтому в досуг ребенка, на мой взгляд, важно включить занятия, которые формируют ощущение собственной значимости, самостоятельности, «взрослости». Помимо уже упомянутой «стирки», это могут быть и другие «взрослые» занятия: уборка постели, вещей, игрушек, книг; уборка посуды и крошек со стола и мытье посуды в раковине на кухне (с надеванием фартука и другой возможной «рутиной»); переодевание – из пижамы в домашнюю одежду, из домашней одежды – на улицу, с улицы – снова в домашнюю одежду и раскладывание вещей по ящикам и полкам.

Если все эти простые повседневные действия уместить в визуальном расписании, ребенку будет значительно проще менять одну деятельность на другую. Кто-то будет стремиться соблюдать строгую очередность, другому будет достаточно знать, что часть дел уже выполнена и осталось совсем чуть-чуть до просмотра любимого мультфильма.

Поскольку подавляющее большинство аутистов – ярко выраженные «визуалы», которым проще и доступнее язык образов, а не метафор, то изображения с действиями и людьми могут и должны быть использованы в расписаниях! Я считаю, визуальное расписание – отличный помощник, особенно когда с годами занятий и дел становится больше и их требуется распределить по дням недели, а в жизни ребенка появляются новые специалисты и друзья.

Структурированность досуга

Всем известно, что перед тем, как у ребенка формируется понятие времени, он знакомится с последовательностью действий, и хорошо, если эта последовательность повторяется изо дня в день, создавая ощущение стабильности. Так ему становится проще распределять свои внутренние ресурсы для тех или иных занятий, имеющих определенную структуру и взаимосвязь. У многих аутистов эта «привычка» сохраняется на протяжении всей жизни.

Мой сын знает, что, придя из детского сада домой, он сможет спокойно насладиться собственными «стимами» для снятия напряжения и усталости, полистать любимые книжки. Он знает, что после принятия ванной непременно последует мультфильм, а надевание пижамы непосредственно предшествует залезанию под одеяло и колыбельной песенке.

Незначительные для нас, нормотипичных взрослых, детали дня для аутиста могут означать целое событие или сложное действие, требующее приложить немало усилий. Я полагаю, что крайне важно ценить эти усилия и поощрять любовь ребенка к порядку и стабильности, поскольку именно такое мировосприятие является для него естественным и логичным.

specialtranslations.ru

Чем занять ребенка с аутизмом

Подруга едет в гости на Кубу к родственникам, у которых мальчику поставили диагноз аутизм. Ему 6 лет, не говорит. Это все, что ей известно. Подскажите, пожалуйста, что можно привезти в подарок ребенку? Может быть есть какие-то игры, которые будут к месту и к пользе?

Ну конструктор наверняка не повредит. Потому что если выискивать какие-то специальные пособия для аутистов, то окажется, что им оттуда гораздо проще их заказать через интернет. Это если я конечно правильно себе представляю возможности кубинцев. т.е. если у них эти возможности есть, то лучше привезти что-то местного нашего производства.

Если есть такая возможность, подарить им хороший планшетник. У моей подруги неговорящий сынишка-аутист вовсю таким пользуется — и для общения, и для занятий, и просто для игр. Сейчас есть много программных продуктов, специально разработанных для аутистов.

Крупное? Типа Дупло? Или с мелкими деталями аутист может работать. Простите за такие вопросы, я не сталкивалась с этой темой.

А есть возможность у мамы спросить? Наш одно время играл только в железную дорогу, причем предпочитал недорогую «Кроху», теперь интересует только конструктор. У них все индивидуально, лучше знать, есть ли какой «пунктик»

Универсального нет: кому то головломки нравятся, а кому то они вообще никак и т.д. Но если есть что то «любимое», то родители точно занать должны:-)

Детский аутизм: как с этим жить?

Отрешенный, молчаливый, погруженный в себя. Согласитесь, как правило, подобные эпитеты не подходят для описания детей. Но, как известно, в каждом правиле есть исключения.

Аутизм — аномалия психического развития ребенка. Подобное состояние характеризуется общими нарушениями развития, и формируется, как правило, у детей в возрасте до трех лет. «Типичный» малыш этого возраста улыбается родителям, весело лопочет, активно изучает окружающий мир. Малыш, страдающий аутизмом, словно живет в собственном мире — ничем не интересуется, боится перемен, отводит глаза от склонившейся над ним мамы.

Иногда (но далеко не всегда) аутизм сопровождается другими нарушениями — недоразвитием речи, умственной отсталостью. Даже опытному специалисту бывает непросто поставить ребенку подобный диагноз, поскольку некоторые признаки аутизма схожи с симптомами других заболеваний. Для подтверждения диагноза «аутизм» необходимо тщательное наблюдение за поведенческими реакциями и коммуникативными навыками ребенка, и дальнейший анализ картины подобного психического нарушения.

Зачастую родители детей-аутистов по разным причинам не обращаются к специалисту вовремя, что может быть чревато необратимыми нарушениями в психическом состоянии малыша. Стоит помнить о том, что чем раньше (первые признаки аутизма обычно бывают заметны еще до достижения ребенком полутора лет) вы обратитесь к врачу, тем выше шанс на успех.

Существует ряд «сигналов», которые должны насторожить родителей маленького ребенка. Перечислим некоторые из них:

Ребенок избегает контакта «глаза в глаза» (смотрит как будто «сквозь собеседника») -его речь монотонна (напоминает повторение заученного наизусть текста), а жесты — хаотичны -малыш предпочитает одиночество -отказывается от тактильного контакта с родителями (проблемы сенсорной регуляции) -ребенок не обращается за помощью к взрослым -не отзывается на собственное имя (при отсутствии проблем со слухом)

Разумеется, наличие одного или даже нескольких симптомов может быть вызвано временными проблемами и не обязательно указывает на аутизм. Однако в случае, если подобные симптомы присутствуют постоянно, родителям стоит обратиться к детскому психиатру.

Родителей детей-аутистов беспокоит, возможна ли успешная социальная адаптация их малыша. Здесь многое зависит от степени выраженности патологии. Но не менее важна и реакция родителей на подобный диагноз. От их терпения, целеустремленности, веры в ребенка и в собственные силы зависит очень многое. Люди, страдающие тяжелыми формами аутизма, нуждаются в опеке всю жизнь. С другой стороны, есть много примеров, когда страдающие аутизмом добивались значительных высот в профессиональной сфере, вступали в брак и рожали здоровых детишек.

Окончательный диагноз «аутизм», как правило, можно поставить лишь по достижении ребенком трех лет. Однако

Всем известно, что психологи умеют «читать» детские рисунки. Кроме того, некоторыми «ключами» к расшифровке детского рисунка они делятся и с родителями. Значит ли это, что каждая мама, глядя на изрисованный маленькой рукой листок, сможет пробраться в потаенные уголки души своего чада?

Работа педагога-психолога с детьми- аутистами

Все мы знаем, что работа с детьми -аутистами имеет свою особую специфику, и соответственно, свои сложности. Итак, ситуация следующая. Ребенок 5 лет. Посещает детский сад 3 года. Контакт со сверстниками и педагогами отсутсвует, «скользящий взгляд». Присутсвуют стереотипизация в поведении: может часами на листах бумаги копировать одни и те же фразы. На занятиях не сидит, одним словом «отсутствует». ПРи этом фразовой речи нет, единичные слова. Умеет читать (все таблички в детском саду перечитал!), прекрасно складывает пазлы, кубики. Попытки взаимодейтсвия с ребенком через рисование, дидакт. игры тщетны. Уход в демонвтративной форме: дико кричит, машет руками, убегает. У ребенка инвалидность, диагноз «аутизм» поставлен. Такой ребенок в моей практике впервые. На мой взгляд, это ребенок не для массой группы детского сада, а для домашнего оучения!

Отрывок из книги «Вербально-поведенческий подход к обучению детей с диагнозом аутизм»

Есть особый тип обучения, называемый обучением в естественной среде. Он предполагает и проведение запланированных упражнений, и сбор данных, но занятия проводятся в естественном для ребенка окружении, а не в кабинете инструктора. Применение вербально-поведенческого подхода в естественной среде немного отличается в том плане, что это дело повседневное, постоянно сопровождающее взросление вашего ребёнка. Но и обучение в естественной среде, и метод интенсивного обучения обязательно должны быть включены в вашу программу.

Вы можете вплести методы вербально-поведенческого подхода в вашу повседневную жизнь. Эти методы в состоянии использовать все взрослые, работающие с ребенком, страдающим нарушением развития или речи. Чем более последовательными в своих усилиях будут люди, работающие с ребёнком, тем лучше тот себя проявит. Вам нужно объяснить всем, с кем ребёнок сталкивается, - родителям, бабушкам и дедушкам, сиделкам, инструкторам и учителям, - как работают используемые вами методы.

Соответствующие концепции подробно разбирались в предыдущих главах, а здесь я упомяну лишь некоторые нюансы, о которых никогда нельзя забывать:

Будьте к ребенку добрее. На каждое конструктивное критическое замечание должно приходиться восемь одобрительных.

Снизьте требования, давайте такие указания, которые легко выполнить и к которым можно дать подсказку, и выполнение которых вы готовы довести до завершения.

Всегда будьте с ребенком вежливы. Не повышайте голос и не используйте физическую силу для того, чтобы добиться его покладистости.

Начните искать потенциальные подкрепители и обязательно называйте их дважды или трижды каждый раз, когда ребенок их от вас получает (с помощью речи или речи и жестов, если ребенок еще не говорит).

В течение дня обозначайте предметы одним-двумя словами, произнося их медленно, но энергичным тоном, делайте на них акцент. Например, говорите «вверх, вверх, вверх», поднимаясь с ребенком по лестнице.

Не снимайте требования, столкнувшись с проблемным поведением, не давайте ребенку доступа к подкрепителям, когда он плохо себя ведет. Дайте ему понять, что плохие поступки не дадут ему того, что он хочет.

Исправляйте ошибки, давайте ребенку подсказки и тренируйте переход от навыка к навыку в течение всего дня. Каждый раз, когда подсказываете ребенку правильный ответ или поправляете его, обязательно задайте вопрос еще раз, чтобы получить от него самостоятельный ответ.

Начните руководствоваться этими восемью правилами в повседневной жизни. Вы, вероятнее всего, очень скоро заметите перемены в своем ребенке. Вы заметите, что он стал счастливее и покладистее, и ваше настроение улучшится. Следование этим правилам станет для вас прекрасным началом, ведь они не требуют каких-либо данных или документации, а их эффективность подтверждена десятилетиями исследований в области прикладного анализа поведения.

Когда вы найдете способ включить эти методы в свою повседневную жизнь, вы почувствуете себя готовым начать обучение ребенка, основываясь на методах вербально-поведенческого подхода.

Массаж детям, страдающим аутизмом

Дети, страдающие аутизмом, испытывают постоянное чувство тревоги и часто плохо ощущают свое тело, поскольку у них понижена чувствительность кожных покровов. Тактильные контакты воспринимаются такими детьми как некая угроза, необходимо учитывать, что они испытывают чувство страха, когда к ним кто-то прикасается. Поэтому иногда проведению таких сеансов должен предшествовать длительный подготовительный период.

Массаж при аутизме – это не лечение, но его осуществляют для того, чтобы больной ребенок лучше почувствовал свое тело, осознал его границы, а также, чтобы он понял, что у него может установиться взаимное доверие с другим человеком, который обеспечит его безопасность и разделит его тревоги. При этом общение не обязательно сопровождается разговором, важны жесты и выражение лица того, кто проводит сеанс.

Процедура должна проводиться в спокойной обстановке, в теплом и хорошо освещенном помещении. Желательны мягкие ковровые покрытия. Ее надо начинать в том месте помещения, которое выберет сам ребенок.

Вначале детский массажист должен объяснить ребенку, что он собирается делать. При этом он должен попробовать усадить или уложить его в различные позы, чтобы понять, где он будет чувствовать себя комфортнее. Если, например, ребенку будет некомфортно в положении лежа, процедуру можно начинать, когда он сидит или стоит.

Чтобы движения массажиста были приятны ребенку, можно использовать специальное молочко для тела. Начать можно с легкого поглаживания рукой или пальцами массируемого места, то есть движений, похожих на ласкательные. Давления и вибрации применяют позже. Если ребенок сопротивляется, настаивать нельзя. Надо действовать постепенно, терпеливо устанавливая контакт с ним, медленно увеличивая ритм движений. К окончанию сеанса больной ребенок должен быть расслаблен и должен чувствовать внутреннюю гармонию.

Уход за ребенком

Дети-аутисты. Кто они и кем они станут в будущем? Во многом это зависит от родителей. И ваш ребенок может стать не больным человеком, а гением. Главное — направить его развитие в нужное русло.

Прежде всего занятия с детьми аутистами направлены на преодоление негативизма в общении и установление контакта. Это поможет развить познавательные навыки, смягчить сенсорный и эмоциональный дискомфорт, характерный для детей аутистов, повысить активность ребенка в общении и помочь ему организовать целенаправленное поведение.

Чем занять ребенка аутиста?

Все мамы желают только здоровья деткам. Но в некоторых семьях рождаются «особенные» ребятишки. Таким малышам нужен отдельный подход и дополнительное внимание. У мам и пап, бабушек и дедушек этих крох возникает вопрос: чем занять ребенка аутиста? Многие упражнения и тренировки зависят от возраста.

Занятия для ребенка в возрасте до трех лет

Диагноз аутизм ставится ребенку в возрасте до трех лет. Примерно после 12 месяцев, а в некоторых случаях и раньше, родители замечают, что малыш не такой, как другие ребятишки. Такие детки редко идут на контакт, они стараются не смотреть в глаза. Ребятишки спокойны и погружены в себя, их мало что радует или веселит. Чтобы не допускать дальнейшего торможения в развитии, необходимо заниматься с детками. Начинают упражнения уже в возрасте до трех лет. Вот несколько вариантов развивающих игр.

  • Сенсорные навыки. Возьмите одну коробку и наполните предметами разных размеров. Положите мелкие и крупные детали. Предлагайте ребенку поочередно доставать их и изучать.
  • Покрасьте фасолины в яркие цвета. Замените при желании их орехами в скорлупе, цветными пуговицами или крышечками. Сложите предметы в одну емкость и предложите малышу отобрать одинаковые кучки. Или наоборот из общей кучки пусть дети разложат предметы по цвету.
  • Приобретите или сделайте самостоятельно мыльные пузыри. Научите ребенка их надувать. Такая гимнастика способствует тренировке дыхания и улучшает речевые навыки.
    • Займитесь рисованием. Для этого вам понадобятся пальчиковые краски. Малышу будет интересно обмакивать палец в краску, после чего наносить изображение на лист бумаги. Такие занятия будут способствовать развитию сенсорики, зрительному восприятию и развитию мелкой моторики.

    Занятия для аутичных детей дошкольного возраста

    Если до трех лет некоторые родители еще не подозревают о диагнозе ребенка, то ближе к школе уже выявляются наглядные проблемы. И в этом возрасте нужно проводить занятия с малышом. Упражнения будут помогать крохе вступать в контакты, отличать цвета, учиться выражать свои мысли и строить речь.

  • Займитесь лепкой. Пластилин нравится детишкам не только с проблемами в развитии. Этот материал помогает успокоиться. Из пластилина ребенок может вылепить свои эмоции, рассказать, что его беспокоит. Лепка способствует тренировке мелкой моторики, что очень благоприятно сказывается на развитии речи.
  • Посетите с ребенком-аутистом зоопарк. Таким деткам необходимо наглядно показывать окружающий мир. Недопустимо запирать малыша дома. Это лишь усугубит ситуацию и затормозит развитие. Ребятишкам нужно общаться и познавать мир таким, какой он есть.
  • В период дошкольного возраста детвора устанавливает контакты со сверстниками. У ребятишек появляются новые друзья. Однако ребенок с аутизмом в этот период приобретает новые проблемы: насмешки и издевательства. Именно поэтому нужно стараться развивать малыша, знакомить его с окружающим миром. Это поможет ребенку не стать изгоем в обществе.

    Занятия для аутичных детей, находящихся в возрастной категории начальной школы

    Проблемы насмешек и социальной изоляции возникают в период начальной школы. В этом возрасте высказывания одноклассников и знакомых ребятишек могут оказаться очень жесткими. Если вы отдаете ребенка в обычную школу – это хорошо. Такая техника обучения будет способствовать развитию малыша. Но необходимо, чтобы учителя с пониманием относились к особенным деткам. Другим же ребятишкам необходимо разъяснить тактику поведения. Все насмешки и буллинг должны пресекаться.

  • Развивайте большую моторику и зрительную память. Опишите ребенку предмет, находящийся в комнате. Подробно расскажите о его деталях и форме. После этого предложите школьнику найти этот предмет. Если развитие ребенка сильно заторможено, то предложите выбрать верный вариант из двух.
  • Учите аутенка угадывать эмоции. Для этого дайте ребенку чистый лист и ручку. Показывайте свое настроение мимикой. Пусть кроха научится узнавать эмоции и изображать их на бумаге.
  • Устройте танцы. Такое занятие помогает крохе чувствовать ритм. Понимать свою физическую ориентацию. Дети-аутисты в большей своей части любят движения. Начните танцевать первым. Скорее всего, малыш не заставит вас ждать, а сразу составит компанию.
  • Занятия для аутичных детей подросткового возраста

    В этом периоде большинство ребятишек направляется в специализированные школы. Там особенные дети учатся познавать мир и принимать его, составлять план своих действий и контролировать эмоции. Приветствуется парное занятие. Специализированные учреждения дают такую возможность. В этих местах ребенок-аутист может найти единомышленников, друзей или просто пообщаться с приветливыми людьми. Этот факт является важным для социального развития отстающих детей.

  • Организуйте парную тренировку. Одному члену команды нужно завязать глаза. Напарник должен руководить действиями. На пути «слепого» установите преграды. Второй член команды говорит о способах преодоления. Упражнение развивает ориентацию в пространстве, логическое мышление и речевые способности.
  • Чтобы помочь детям развивать чувства, проведите следующее занятие. Покажите ребятам сцену из простого фильма. После этого предложите каждому аутенку рассказать об увиденном. Пусть ребенок попытается высказать эмоции, которые были у исполнителей.
  • Развитие детей с аутизмом требует от родителей и педагогов больших сил. Наберитесь терпения. С детишками иногда сложно работать. Но наградой за ваши труды станет положительный результат. В некоторых областях дети-аутисты бывают достаточно сообразительными.

    detskoerazvitie.info

    Вопрос-ответ. «Бабушкино правило» для мотивации ребенка

    Как родители детей с поведенческими проблемами могут использовать одно из универсальных психологических правил

    Принцип Премака – это стратегия прикладного анализа поведения (ПАП), которую часто называют «бабушкино правило». Прозвище связано с тем, как некоторые бабушки (большие эксперты по детскому поведению) говорят своим внукам: «Сначала овощи, потом шоколадный торт».

    Личный опыт. Приглашение на работу, которое должны получить родители детей с аутизмом

    Описание «вакансии» родителей детей с аутизмом, составленное мамой аутичного ребенка

    Поздравляем вас с назначением на должность «Родитель ребенка с аутизмом». Мы понимаем, что назначение могло застать вас врасплох, ведь вы изначально не откликались на подобную вакансию. Вас также могло обескуражить, что в данном письме нет никаких контактов, так что вы не можете ни написать, ни позвонить нам, и у вас нет возможности отказаться от этой должности.

    Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом играть самостоятельно?

    Навыки независимой игры не всегда развиваются у ребенка естественным образом, так что иногда им необходимо обучать. Чтобы научить ребенка играть самостоятельно, нужно составить очень простое и легко выполнимое расписание занятий для ребенка.

    Вопрос-ответ. Как поговорить с аутичным подростком о свиданиях?

    10 советов родителям детей с аутизмом от психологов

    Конечно, первые свидания - это важная, но трудная часть жизни для любого подростка. Тем не менее, существуют сложности, которые особенно актуальны именно для подростков с аутизмом. Эти сложности не являются непреодолимыми. Просто нужно их учитывать, чтобы помочь своему подростку.

    Личный опыт. Стереотипии у детей с аутизмом

    Почему при аутизме дети прибегают к стереотипному поведению (стиммингу) для самоуспокоения, и как помочь им избегать вредных стереотипий

    Стереотипия - это любое бесцельное повторяющееся движение, звуки или слова. При аутизме они присутствуют в подавляющем большинстве случаев. Невролог моего сына называет их «аутистическая стереопатия». Также их называют «самостимуляция» или, на разговорном языке, «стимминг».

    10 способов поддержать развитие коммуникативных навыков у маленького ребенка с аутизмом

    Вот несколько стратегий, которые вы можете попробовать, чтобы поддержать развитие навыков коммуникации у ребенка с аутизмом.

    Личный опыт. Аутизм и получение подарков на праздники

    Мама ребенка с аутизмом о том, как преодолеть возможные трудности, которые могут испортить получение подарков

    Когда говорят об аутизме и подарках, обычно обсуждают, как выбрать подходящие игрушки. Однако в самом получении подарков есть аспекты, которые могут вызвать стресс у аутичных людей.

    Вопрос-ответ. Что делать, если ребенок с аутизмом боится расставаться с вами?

    8 способов уменьшить тревожность по поводу разлуки от мамы ребенка с аутизмом

    Иногда мне нужно ездить в командировки. И очень тяжело видеть, как страдает сын каждый раз, когда я выхожу за дверь или собираюсь в поездку. Вот 8 способов, которые помогают облегчить его тревожность.

    Вопрос-ответ. Что делать, если ребенок с аутизмом все время щипается?

    Очень часто при поверхностном взгляде кажется, что поведение детей с аутизмом не имеет никакого смысла. Поэтому очень важно в первую очередь провести «детективную работу», и только после этого можно найти наилучшее решение проблемы.

    Вопрос-ответ. Как научить ребенка глотать таблетки или капсулы?

    У многих детей с аутизмом есть проблемы с приемом лекарств, но это навык, который крайне важен для дальнейшей жизни и сохранения здоровья

    Я очень рано поняла, что если ребенок с аутизмом не умеет глотать препараты, то по мере его взросления давать ему лекарства, добавки или витамины становится все сложнее и сложнее.

    Екатерина Алчинова
    Коррекционно-развивающее занятие для детей 3–4 лет с особыми возможностями здоровья (ранний детский аутизм)

    Задачи:

    1. Снятие эмоционального напряжения, создание позитивного настроя.

    2. Развитие познавательной деятельности, создание категорий.

    Оборудование: муляжи (картинки) овощей и фруктов, сухой бассейн с шарами.

    Ход занятия

    I. Приветствие

    Упражнение «Мы здороваемся по-разному» (контакт локтями)

    II. Разминка

    Пальчиковая игра «У бабы Фроси»

    У бабы Фроси Пяток внучат. Выставить вперед правую руку. Растопырить пальцы правой руки.

    Все каши просят. Все криком кричат. Поднести руки рупором ко рту. Громко крикнуть: “А-а-а!”ё

    Акулька в люльке, Аленка в пеленке, Аринка на перинке, Степан на печке, Иван на крылечке. По очереди сгибать пальцы правой руки к ладони, начиная с мизинца. Отвести большой палец в сторону

    Баба тесто месила, кашу варила, молоко топила, внучат кормила. Руки “месят тесто”. Левая рука “помешивает кашу”. Руки “ставят корчагу в печь”. Руки “раздают миски”.

    Как каши наелись, молока напились, бабе поклонились, угомонились. Пальцы правой руки легко сгибаются, кланяясь левой руке. Расслабленные руки ложатся на стол.

    III. Основное содержание

    Упражнение "Овощи" и "Фрукты".

    Цель: умение отличать овощи и фрукты; разграничивать предметы по категориям.

    Задание: рассортировать муляжи (картинки) овощей и фруктов.

    Материал: муляжи (картинки) овощей и фруктов

    Сядьте с ребенком за стол и скажите: " Сейчас мы рассмотрим картинки!". Держите стопку картинок у себя, чтобы он не отвлекался. Покажите ему картинку со словами: "Смотри! Это овощ". Следите, чтобы он смотрел на картинку, а затем положите ее перед ним на стол. Возьмите картинку с фруктом и скажите: "Смотри! фрукт". Подчеркните слова "овощ" и "фрукт". Положите вторую картинку рядом с первой. Выполняя это упражнение не называйте предметы, так как сейчас речь идет не о конкретных обозначениях. Перейдите подобным же образом к следующим картинкам. Говорите каждый раз: «Это овощ! Это фрукт!»,- и кладите картинки на соответствующие стопки. Когда все картинки будут рассортированы, заканчивайте упражнение и пусть ребенок поиграет. Повторите это упражнение в следующие дни еще 2-3 раза, сами сортируя картинки. Когда ему задание станет знакомым, попросите ребенка показать, к какой стопке относится картинка. Делайте это, сначала работая с одной или двумя картинками. Привлекайте его все больше, пока он не сможет самостоятельно сортировать все картинки.

    Игры в сухом бассейне.

    Упражнение «Ежики спрятались». Исходное положение: лежа в бассейне на спине. Ребенок прижимает колени к груди, обхватывают их руками и перекатываются на спине вперед и назад.

    Упражнение «Бабочка летит». Исходное положение: сидя в бассейне, ноги согнуты в коленях. Ребенок разводит и сводят колени.

    IV. Рефлексия занятия

    Что мы сегодня делали на нашем занятии?

    Что понравилось?

    Что не понравилось?

    V. Ритуал прощания

    Упражнение «Прощание» (контакт локтями)